Битумы дорожные

Неоценима
роль битума в дорожном строительстве. Вроде бы он и остаток от переработки
нефти, но не повернётся язык назвать его «отходом». Их свойства
хорошего сцепления с каменными материалами и пластичность позволяют создавать
надёжную, ровную, с хорошим сцеплением к колесу, стойкую к климатическим
воздействиям дорогу. Участвуют в этом создании как вязкие, так и жидкие
нефтяные битумы.

Вязкие дорожные битумы

При
маркировке дорожных битумов БНД переводится как «битум нефтяной
дорожный», а дробь, допустим, 60/90 относится к такому понятию, как
пенетрация, и означает глубину проникания в данный битум стандартной иглы при
0°С и при 25°С. То есть, это относительная характеристика вязкости. Каждая единица числа пенетрации означает
проникновение иглы на 0,1 мм
(т.е. 60 означает проникновение на 6
мм).

Если битум не подходит по
требованиям, его улучшают либо смешением с природными битумами, либо
модифицирующими добавками. Важнейшие свойства битума (пластичность, вязкость,
термостойкость) взаимосвязаны и зависят от состава. К примеру, понижается
вязкость и возрастает пластичность при повышении температуры, при добавлении в
битум масел. От количества смол будут
зависеть пластичность, адгезия, и вязкость. При увеличении доли асфальтенов
растут твёрдость и температура размягчения.

Эти
битумы используют для приготовления любых асфальтобетонных смесей: холодных,
горячих и тёплых, ими производят поверхностную обработку дорожного полотна. Все
нефтяные дорожные битумы горят. Но это важно только в процессе приготовления из
них асфальтовых смесей. Дорожное же полотно не загорится никак, ведь для
воспламенения и поддержки горения нужна минимальная температура 368 °С.

Жидкие дорожные битумы

Так
они названы потому, что в жидкой фазе они находятся уже при температуре 15-20
°С. Получают их компаундированием (смешением) разжижителя и вязкого битума.
Разжиженные битумы иногда получаются как остаток от нефтепереработки.

Вообще-то свойства жидких битумов
во многом зависят свойств разжижителей. В составе разжижителей много летучих
фракций. Поэтому жидкие битумы постепенно загустевают. Загущение может
происходить также от окисления составных частей битума. По скорости испарения
жидкие дорожные битумы подразделяют на среднегустеющие (СГ) и медленногустеющие
(МГ). Есть также медленногустеющие (МГО), которые получают из остаточных, а
также частично окисленных, битумов.

Разжижителями
для приготовления жидких среднегустеющих битумов из дорожных вязких являются
бензин, керосин, лигроин. Для разжижения медленногустеющих битумов
применяются мазут, смолистые нефти,
масла, то есть медленно испаряющиеся органические соединения.

Если
вязкие битумы применяются для строительства и ремонта дорог, то роль жидких
дорожных битумов следует охарактеризовать так: продление сроков эксплуатации
дорог. При строительстве дорог ими повышают адгезию между слоями. Текучесть же
позволяет и при ремонте, и строительстве проникать во все щели, «зашивая
прорехи» дорожного полотна.

Существуют
модифицированные полимерами нефтяные дорожные битумы. Например, битумы, содержащие полимеры с акрилатными группами,
отличаются:

  • — стойкостью к колееобразованию, так
    как полимер не даёт выкрашиваться частицам асфальта;
  • — стойкостью к старению, так как полимер
    добавляет битуму гибкости и эластичности;
  • — стойкостью к растрескиванию даже при
    низких температурах;
  • — технологичностью использования
    (полимер не расслаивается с битумом и не прилипает к оборудованию).

 

Еще о битумах:

Изоляционные битумы. Марки, требования и сферы применения

Кровельные битумы, марки и требования

Упаковка, маркировка и транспортировка битумов

Состав, производство и качество битумов

Строительные битумы

Очистка от гудрона, мазута, битума и дёгтя

Битумные и дёгтевые гидроизоляторы

Мастика марок МБК-Г-55 и МБК-Г-65

Холодные и горячие мастики

Битумные эмульсии