Погрузчики

Склады
теперь похожи на ангары и формой и размерами, их вместимость определяется не
только площадью, но и высотой. У работяги-грузчика же рост ограничен, и, какая
бы косая сажень не была у него в плечах, большинство грузов выше себя он не
забросит, тем более аккуратно не уложит. Или же, допустим, груз на поддоне:
грузчики его вместе с поддоном не перенесут, придётся разгружать, переносить и
вновь складывать. Сыпучие грузы придётся засыпать в мешки и переносить небольшими
объёмами, сильно замедляя разгрузку. Подобные задачи легко решаются, если
заменить неквалифицированный труд грузчика механизмами, то есть различного типа
погрузчиками.

Назначение и типы
погрузчиков

Машины,
которые служат для погрузки, транспортировки, погрузки и складирования грузов,
называются погрузчиками. Чтобы они могли это сделать, у них должны быть
приспособления для захвата груза. Это могут быть ковши, вилы, щипцы и т.п., всё
зависит от вида и особенностей груза. Погрузчики успешно заменили целую армию
работников на строительных, сельскохозяйственных, складских и коммунальных
работах, увеличив при этом производительность данных работ в несколько раз. Все
погрузчики можно разделить на два типа:

  • — погрузчики периодического действия;
  • — погрузчики непрерывного действия.

Погрузчики
периодического действия

Так
они названы потому, что, будучи включёнными, не заняты постоянно погрузочной
работой. Их работа состоит из стадий, и эти стадии могут меняться очерёдностью
или же некоторые вообще отсутствовать, например: погрузка — перевозка- выгрузка
— штабелирование в некоторых ситуациях могут превратиться в погрузку —
разгрузку. К периодически действующим погрузчикам относятся:

  • — вилочные, являющиеся непременным
    атрибутом складского хозяйства. Стоит отметить, что их рабочий инструмент
    ― вилы, которыми погрузчику удобно поднимать поддоны с заранее уложенными
    грузами;

  • — ковшовые, рабочим органом которых
    является ковш. Они могут быть как гусеничными, так и пневмоколёсными. За
    их размеры и маневренность в стеснённых пространствах они используются
    часто в роли миниэкскаваторов;

  • — платформенные, или погрузочные
    тележки. Примером такого погрузчика с установленным на нём
    электродвигателем может служить электрокар;

  • — телескопические, снабжённые
    телескопической стрелой. Если такие погрузчики снабжены боковыми упорами,
    то ими можно работать на большой высоте в условиях ограниченного
    пространства. А укомплектованы они могут быть хоть ковшом, хоть вилами,
    хоть другими приспособлениями;

  • — манипуляторы, недавно шагнувшие на
    постсоветский рынок, но уже признанные нужными чуть ли не во всех отраслях
    хозяйства. Возможность точного управления таким погрузчиком в совокупности
    с широким выбором устанавливаемого сменного оборудования сделали его
    надёжной, «умной», нужной машиной, при этом не занимающей много
    места;

  • — специальные, к которым можно отнести
    копновозы, стогометатели и т.п. Они снабжены специальными захватами,
    позволяющими загружать и укладывать определённые грузы.

Погрузчики
непрерывного действия

Во
включённом состоянии такие погрузчики подают грузы постоянно, в этом процессе
затруднительно выделить какие-то этапы или стадии. К этим погрузчикам
относятся:

  • — ленточные. Самые простые из них
    известны всем ― это стационарные транспортёры, на ленте которого едут
    грузы. Появились уже и горизонтально- вертикальные конвейеры с
    перегородками на ленте и гофрированными бортами, способные подавать
    сыпучие грузы наверх (к примеру, уголь из шахты). Наряду со стационарными
    есть и передвижные ленточные конвейеры (вспомните, как забрасывается на
    поле зелёная масса на силос в грузовики), а также передвижные
    телескопические погрузчики;

  • — скребковые, лопасти-скребки которых
    подают сыпучие или вязкие грузы на шнековый или ленточный транспортёр
    (примеры: можно увидеть на элеваторах, где подгребается зерно, или на
    фермах, в лотках для отвода навоза);

  • — роторные, которые можно видеть на
    снегоуборке: наваренные по спирали на вал непрерывно перпендикулярные
    рёбра сгоняют снег к середине снегоуборочного агрегата. То есть, роторные
    погрузчики служат для сбора груза с горизонтальной ровной поверхности;
  • — шнековые, несколько похожие на
    роторные валом с наваренными рёбрами. Только подаётся ими, допустим, зерно
    в трубе (а не собирается на площадке) горизонтально или под наклоном
    вверх. Для ясности нужно представить принцип движения мяса в мясорубке.

Классификация
погрузчиков по типу двигателя

Погрузчики
могут работать благодаря двигателям внутреннего сгорания, то есть работающими
на бензине, соляре или газе. Такие погрузчики мобильны и относительно дешевы,
но имеют два существенных недостатка:

  • — выхлопные газы;
  • — повышенный уровень шума.

Этих
недостатков лишены погрузчики с электрическими двигателями. Их можно применять
даже в относительно малых закрытых помещениях. Но им требуется постоянная
зарядка от сети или громоздкие аккумуляторы. Зато они просты и неприхотливы в
обслуживании.

Различия погрузчиков по
расположению подъёмного устройства

Расположение
может быть либо боковым, либо фронтальным. Фронтальные используются намного
чаще, чем боковые. Боковые применяются, в основном, там, где это удобно. Фронтальные
же наиболее эффективны и универсальны. Они маневренны, мобильны, у них низкие
эксплуатационные затраты. Погрузка, перемещение, разгрузка и складирование ―
это не весь перечень их функций. Строительство, сельское хозяйство, дорожные и
железнодорожные работы, жилищно-коммунальное хозяйство, землеройные и
снегоуборочные работы ― где они только не используются. Это возможно благодаря
комплектации погрузчиков всевозможными навесными устройствами: разного объёма
ковшами, захватами, вилами, отвалами, вибротрамбовками, бурами, косилками…
Можно даже навесить камнедробилку, и такой погрузчик будет добывать камень в
каменоломне.

Отличия погрузчиков по ходовой части

Погрузчики
могут передвигаться как на гусеницах (такие выбирают для работы на бездорожье),
так и на резиновом ходу:

  • — с цельнолитыми шинами;
  • — с пневматическими шинами.

Погрузчики
с цельнолитыми шинами выбирают в том случае, если работа проводится на
площадке, где пневмошины можно проколоть. Они-то долговечны, но дороже и не
амортизируют, в отличие от пневмошин.

С
пневмошинами можно не обращать внимания на неровности площадки, благодаря
амортизационным качествам колёс.

Минипогрузчики

Небольшие
размеры, но очень большая функциональность ― это главное в характеристике
минипогрузчиков. Склад, палуба судна, тесные улочки старого города и т.п. ―
место деятельности минипогрузчика. Все погрузчики отличаются высокой
маневренностью, но минипогрузчик в этом компоненте обошёл их всех благодаря
тому, что колёса правой и левой сторон снабжены отдельными моторами. Это даёт
возможность противовращения, что означает ― минипогрузчик может разворачиваться
на месте.

Это
свойство и возможность в зависимомости от выполняемой работы менять на
минипогрузчике более чем 150 единиц навесного оборудования делает эту машину
поистине универсальной. Благодаря малому весу минипогрузчика на грунт
оказывается самое малое давление, потому их используют в системе озеленения в
городском хозяйстве, а также в ландшафтном дизайне. Простота обслуживания и
эксплуатации этой машины, компактность и надёжность, сравнительно невысокая
цена – причины, по которым минипогрузчики приобретают даже небольшие хозяйства.

Штабелёры и ричтраки

Среди
погрузочной техники выделяются также штабелёры и ричтраки.

Штабелёр
кроме подъёма, погрузки и перемещения груза выполняет функцию штабелирования,
то есть установки грузов друг на друга в несколько ярусов. Функционально он
похож на вилочный погрузчик, но является механизмом узкоспециализированным.
Работают штабелёрами только на складах, и служат они для обслуживания
стеллажей. Чаще всего они оборудованы ёмкостной аккумуляторной батареей.
Способны поднимать и устанавливать грузы весом две тонны на высоту до 6,5 метров.

Новым
поколением складской техники является ричтрак. Он взял лучшее от вилочного
погрузчика (мобильность и скорость) и штабелёра (передвигается быстро (12
км/час) и грузы весом до 2,5 т поднимает со скоростью 0,6 м/сек на высоту до 11,5 м). Для перемещения
между штабелями ричтраку хватает 2,7
м расстояния. Но самое главное отличие от других
погрузчиков ― наличие выдвигающейся мачты, по которой, в основном, и подаются
грузы вверх, туда, куда не подаст штабелёр с жёстко зафиксированной мачтой.

Ручные погрузчики

Наиболее
часто ручные погрузчики имеют вилочное оборудование. Главное их отличие от
остальных погрузчиков ― они не используют никакой энергии, а только мускульную
силу человека. Поэтому основная их цель ― перемещение грузов на сравнительно небольшие расстояния.
Обычно у них низкая посадка, поэтому ими удобно захватывать грузы с низких мест
хранения. Они просты в исполнении, потому надёжны, они доступны по цене.
Главные их недостатки — интенсивно используется человеческий ручной труд, а
также невысокая производительность труда (так как у человека ограничены пределы
скорости и силы).

Еще про
крупногабаритную технику, оборудование и транспорт:

Автокраны

Строительный и специальный транспорт

Компрессоры. Типы и виды.

Навесное рабочее оборудование

Экскаваторы. Полная классификация.

Помпы, насосы

Строительные леса и другие вспомогательные конструкции