Асфальтоукладчики. Укладка асфальта. Дорожное строительство

Успешный человек всё время в движении. А движение ― это
скорость: где-то не

поспешил и оказался на
обочине жизни. Понимать это надо и в переносном, и в прямом смыслах. Но без
хорошей дороги нет хорошей скорости. Хорошая же дорога ― это хороший и ровный
асфальт. Пока более экономичной альтернативы нет. Нужны же каждый год сотни (а
то и тысячи) километров новых и отремонтированных дорог. Естественно, должно
быть в достатке и техники, которая произведёт, доставит и уложит асфальт на
дорогу. Причём, не абы как, так как скоростные машины имеют низкую посадку,
потому любая неровность может обернуться бедой. Вся техника должна быть
профессиональной и качественной, чтобы суметь обеспечить укладку почти идеальной
поверхности. Если асфальт уложен по всем технологическим правилам, то с
течением времени такая дорога становится только ровнее и бесшумнее.

Виды оборудования

Сюда следует отнести механизмы, которые участвуют в
приготовлении дорожного полотна, доставляют на место укладки в горячем
состоянии асфальт, выравнивают и утрамбовывают его:

  • — дорожный
    фрез;
  • — барабанные
    смесители;
  • — кохеры;
  • — битумные
    котлы;
  • — асфальтоукладчики;
  • — катки.

Не обязательно, чтобы везде применялись все виды техники. К
примеру, катки применяются тогда, когда укладывается так называемый
прессованный бетон, представляющий собой крошку из асфальтовых известняков.
Литому же асфальту, полученному из крошки, битума, песчано-щебневого
наполнителя и минеральных смол, каток не
обязателен, так как его можно попросту заливать в расплавленном состоянии. Зато
в этом случае обязателен кохер.

Дорожные фрезы

Асфальтоукладочную технику надо начинать рассматривать
именно с дорожного фреза. Что это такое? Это механизм, имеющий массивный
барабан с особопрочными сменными зубьями. Цель этого агрегата ― содрать с
дорожного покрытия на определённо заданную толщину старый асфальт. Барабан
крутится в сторону, противоположную движению механизма. Так он подрывает,
вскрышивает асфальт снизу. Каждый зуб испытывает огромные нагрузки, в том числе
и на истирание, поэтому они и являются сменными. Крошка же самим механизмом
загребается на транспортёр, оттуда поступает в грузовики. Грузовики отвозят его
на незначительную переработку. Из старого асфальта делается гранулят, впоследствии
смешиваемый со свежим асфальтом. Так экономится битум, песок, щебень, то есть
удешевляется дорожное покрытие.

На постсоветском
пространстве использоваться дорожными фрезами начали всего около двух десятков
лет назад, поэтому встречаются они довольно редко (за рубежом их применение в
дорожном строительстве достигает 80%). Вторая причина нечастого использования ―
высокая стоимость механизма.

 

Барабанный смеситель

Он служит для приготовления асфальтобетона из свежего
заполнителя и регенерируемого (уже бывшего в употреблении), асфальта. Есть
несколько модификаций этого механизма. Рассмотрим простейшую схему смешивания.

Горелкой в барабан с
торца подаётся пламя. С этого же торца поступает и свежий заполнитель. С
другого торца подаётся жидкий асфальт. Сверху посредине барабана засыпается
регенерируемый асфальт. Барабан крутится со скоростью, обеспечивающей хорошее
перемешивание ингредиентов и дробление их до очень мелких фракций, чтобы
горячая асфальтная смесь на выходе была однородной. С противоположной от
горелки стороны барабана находится выхлопная труба, убирающая газообразные
продукты сгорания и излишнее давление в барабане. Горячая асфальтная смесь
засыпается в грузовики, которые транспортируют её к асфальтоукладчикам.

 

Кохеры

В переводе с немецкого это слово звучит как
«котёл». Название несколько обидное для механизма, который, по сути,
является и мини-заводом литого асфальтобетона, и термосом, и миксером. Кохеры
могут иметь как вертикальное, так и горизонтальное расположение. Делиться они
могут и по степени мобильности на:

    • — стационарные
      (неподвижные);
    • — передвижные
      (на прицепах);
    • — самоходные.

 

Их ёмкость рассчитана на 5-75 тонн. Термобоксы способны
доставить готовый к розливу литой
асфальт (с температурой около 250°С) в любое место строящейся дороги. Это
возможно благодаря конструкции кохера. Котёл подогревается либо дизельной, либо
газовой горелкой, поддерживая вышеназванную температуру. Перемешивают постоянно
находящуюся внутри массу специальные лопасти. Снаружи оболочка двойная: между
внутренней и наружной стенками находится теплоизолятор из минеральной ваты.
Асфальтная смесь при такой температуре растекается, следовательно, можно делать
как новую дорогу, так и производить ямочный ремонт. Литой асфальт не имеет рыхлой
структуры, поэтому не пропускает воду. Благодаря этому он морозостоек, не
боится соли и химических реагентов и потому служит без ремонта намного дольше
прессованного. Огромный плюс и в том, что одинаково успешна и летняя, и зимняя
укладки.

Битумные котлы

Они разогревают твердую битумную смолу до 150 — 180°С так
называемым огневым способом. Представляют собой цилиндрические ёмкости, в
которые на три четверти закладывается битум. Снизу у котла находится топка,
работающая либо на газу, либо на жидком или твёрдом топливе. Правда, всё чаще
используют котлы на электричестве, где нагревательным элементом служат ТЭНы.
Выделяющиеся из битума при разогреве газы проходят сначала между двойными
стенками котла, дополнительно

подогревая его, потом уходят в дымоотводную
трубу. В котле есть люк для загрузки битума и патрубки для выдачи расплавленной
массы.

В дорожном строительстве разогретый жидкий битум используют
в качестве ингредиента для приготовления асфальтобетона. Помимо этого основание
дороги перед укладкой нового асфальта часто поливают расплавленным битумом
из-за его высоких адгезионных качеств.

Асфальтоукладчики

Это машины для послойной укладки асфальта. Они распределяют
и предварительно уплотняют асфальт, придавая слою необходимые ширину, толщину и
ровность. Стадии работы следующие:

  • заправка приёмного бункера
    асфальтобетонной смесью из самосвалов;
  • подача смеси на шнек и
    распределение ими асфальтобетона на всю ширину укладки;
  • трамбующие брусья,
    вибраторы и выглаживающие плиты совершают предварительное уплотнение
    смеси.

Современные датчики помогают автоматизировать укладку.
Делают это они довольно точно: по высоте просвет под длинной трёхметровой
рейкой не превышает 3 мм,
толщина же и ширина не превышают заданных более, чем на 10 мм

Укладчики бывают на колёсном и гусеничном ходу. Модели на
гусеницах тяжелее и имеют меньшую скорость передвижения, они менее маневренные,
но устойчивость и тяга у них лучше. Потому-то механизмы с шириной укладки более
8 м
практически все имеют гусеничный ход.

Конечный результат укладки асфальтобетона всегда будет на
высоте, если правильно выбраны асфальтоукладчик и асфальтобетонная смесь, а
также правильно отрегулирован режим работы укладчика.

Асфальтовые катки

Катком называется вся машина, созданная для уплотнения,
утрамбовывания асфальта. Главными её узлами являются двигатель, механизм
управления и вальцы, то есть те тяжеленные цилиндры, которые непосредственно
давят на асфальт. Один валец связан с двигателем, другой с механизмом
управления. Для уплотнения асфальта используются гладкие вальцы, благодаря чему
создаётся ровное дорожное полотно.

Для лучшего уплотнения применяют вибрационные катки, то
есть к обыкновенному статическому уплотнению давлением добавляется динамическое
(вибрационное), которое уплотняет благодаря оптимальной укладке отдельных
частиц в определённом объёме смеси. Качество работы и производительность катка будет зависеть от его веса (от
нескольких центнеров до более чем 16 тонн), продольного размера наибольшего
вальца, скорости передвижения (обычно 2-5 км/ч).

При укладке асфальта могут использоваться и другие
механизмы. К примеру, при ямочном ремонте часто применяется резчик швов,
использующий алмазные диски. Но этот аппарат служит не только для укладки
асфальта, это только частное его использование. Технические же приспособления,
служащие только для укладки асфальта, были рассмотрены выше.

Именно благодаря различному сочетанию технических устройств можно добиться такого качества дорог, что ещё очень долго не понадобится ямочный ремонт или замена полотна.

Еще про
крупногабаритную технику, оборудование и транспорт:

Бетономешалки

Строительные мельницы. Смесители сухих смесей. Диссольверы

Компрессоры. Типы и виды.

Машины для ремонта и содержания дорог

Землеройные и планировочные машины

Навесное рабочее оборудование

Техника для бестраншейной прокладки коммуникаций

Экскаваторы. Полная классификация.

Помпы, насосы

Оборудование для бетонных работ