Техника для бестраншейной прокладки коммуникаций

А в
переводе это просто «не копай». Ведь как часто мы смеёмся над
коммунальниками по поводу того, что не успели дорожные службы положить асфальт,
как его взорвали для прокладки теплотрассы. Другая ситуация: автостраду
республиканского или международного значения начало с одной стороны
заболачивать и подтапливать, нужно под ней положить трубу для отвода воды, а
раскапывать дорогу нельзя ― объезда нет. Или: через старинный парк, где каждое
дерево является памятником истории и природы, надо провести к фольварку,
ставшему музеем, газ и воду… Благодаря новым технологиям, в частности,
бестраншейной прокладке коммуникаций, все эти задачи решаются быстро и
безболезненно для природы.

Способы бестраншейной
прокладки коммуникаций

Их
существует как минимум семь, выбор же конкретного способа зависит от назначения
и глубины закладываемых коммуникаций, от их размеров, от механического состава
грунта, от длины проделываемого отверстия, от мощности силового привода.

Наиболее
распространены следующие:

  • — способ горизонтального механического бурения;
  • — способ прокола и продавливания;
  • — способ щитовой проходки.

Все
они обеспечивают целостность и нормальное функционирование надземных и
подземных объектов, сокращают сроки прокладки коммуникаций, уменьшают их
стоимость.

Горизонтальное
механическое бурение

Хотя
это один из первых способов бестраншейной прокладки коммуникаций, тем не менее,
он очень часто применяется и теперь. Часто эта операция обозначается
аббревиатурой ГНБ (горизонтальное направленное бурение), так как это бурение
вполне управляемое в толще земли.

Процесс
горизонтального бурения можно разделить на несколько стадий. Первая из них ―
бурение пилотной скважины. Это очень ответственная операция, от неё зависит
расположение трубопровода под землёй и место его выхода. Осуществляется это
следующим образом. Породоразрушающим инструментом является буровая головка,
имеющая встроенный излучатель для локации. Также в буровой головке есть
отверстия для выхода бурового раствора, подаваемого по полым штангам. Благодаря
локатору, находящемуся у оператора, из буровой головки фиксируются сигналы об
её местоположении, азимуте и уклоне. Имея на дисплее схему других коммуникаций
и объектов и траекторию движения головки, оператор манипулирует е движением:
сначала «стоп», потом измерение и изменение угла направления
движения, потом опять продолжение движения, но уже по заданному направлению.
Направление движения головки изменяется благодаря косому срезу на головке: срез
указывает направление, куда пойдёт головка в начале движения после подачи
бурового раствора.

После
того, как головка вышла в точке, определённой проектом, начинается следующая
стадия. Буровая головка отсоединяется от штанг, а подсоединяется расширитель
(риммер), который вместе со штангами идёт в обратном направлении. Риммер имеет
диаметр в полтора-два раза больший, нежели диаметр трубы. Вращаясь, он легко
расширяет до нужных размеров пилотную скважину.

На
втягиваемый конец трубопровода крепится оголовок с вертлюгом. Трубопровод
втягивается за риммером, вертлюг же нужен для того, чтобы труба не вращалась
согласно поступательно-вращательному движению риммера. Благодаря всем этим
последовательным операциям трубопровод ложится точно по проектной траектории.

Горизонтальный прокол

Наиболее
часто проколы выполняют под автомобильными и железными дорогами. Поначалу
выкапываются два котлована: стартовый и приёмный. В стартовом котловане
помещают раму с домкратами. Прокладываемая труба снабжается наконечником,
благодаря чему ей легче проходить через грунт. Труба с наконечником пронзают
грунт под действием домкратов. Как только открытая часть трубы приближается к
месту входа в грунт, к трубе присоединяют следующую секцию. Скважина вокруг
трубы представляет собой уплотнённый грунт. Скорость прокола и энергозатраты
зависят от пористости грунта, материала трубы (разное трение), размера скважины
и способа прокола. К разновидностям прокола можно отнести гидропрокол (в трубу
подаётся мощная струя воды) и вибропрокол (при помощи вибромолотов). Иногда
прокол производят с помощью спецмеханизма ― пневмопробойника, внутри корпуса
которого находится ударник, приводимый в движение сжатым воздухом. За счёт
ударов передний торец механизма движется поступательно вперёд, обратному же
ходу препятствует трение корпуса механизма о грунт. Малое трение в болотистой
местности не позволяет применять там пневмопробойник. Не возьмёт он и скальные
породы, так как сбивается с пути даже в мягком грунте, если напорется на
камень. Проколом обычно протягивают трубы диаметром до 426 мм на длину 25-50 метров.

Метод продавливания

Он
во многом схож с методом горизонтального прокола. Также роются котлованы, также
устанавливаются рама и домкраты. А вот дальше начинается главное отличие: труба
не снабжается, как при проколе, наконечником, она подаётся открытым концом.
Труба снабжена по переднему краю ножом, она вдавливается в грунт домкратами,
работающими циклически, то есть на прямой и обратный ход. При проколе грунт
раздвигается, вдавливается и уплотняется вокруг трубы, при продавливании грунт
пробкой заходит в трубу. Грунт из трубы удаляется вручную или механизмами.

Для
облегчения работ могут использоваться гидроразмывные и виброударные установки.
Очень облегчает и убыстряет процесс продавливания комбинация гидромонитора для
размыва грунта и шнековой установки, удаляющей грунт на поверхность земли. Этот
метод позволяет прокладывать трубы диаметром
до 2-3 метров
протяжённостью около 60
метров. За смену обычно проходится около 10 метров.

Метод щитовой проходки

Он
применяется в городских условиях для туннелей и цилиндрических штолен, для
проходки линий метрополитена. Им прокладываются коммуникационные линии
диаметром от 2 до 10
метров.

Сначала
подготавливается монтажная шахта, по которой щит опускают в забой. Затем
производятся работы, которые в будущем обеспечат нормальное функционирование
проходки: устраивается вентиляция, подводится электроэнергия, прокладываются
системы отвода грунта, монтируется проходческий щит.

Он
представляет собой стальную оболочку, под прикрытием которой производятся
работы по выемке и удалению грунта. Состоит следующих частей:

  • — передняя клиновидная;
  • — опорная средняя;
  • — хвостовая задняя.

В
передней клиновидной части производятся работы по рыхлению сбору и удалению
грунта. В средней части располагаются домкраты, которые и продвигают щит при
проходке. В задней части производятся работы по обделке стен пройденного
туннеля.

Преимущества
бестраншейных технологий

Рост
городов и постоянное усовершенствование их инфраструктуры требуют и постоянных
изменений систем коммуникаций. А чтобы этот процесс не превратился в постоянное
перекапывание улиц, применяются бестраншейные технологии прокладки
коммуникаций. Они имеют ряд несомненных плюсов:

  • — мобильность и компактность;
  • — уменьшение стоимости работ благодаря
    сокращению сроков их проведения;
  • — минимальность ущерба, следовательно,
    уменьшение затрат на восстановление окружающих объектов;
  • — скорость проведения работ;
  • — многопрофильность применения
    технологий (для трубопроводов, сетей канализации, дренажных систем и
    т.д.);
  • — возможность проведения работ в
    специфических условиях: под реками и озёрами, под действующими дорогами и
    аэродромами, под плавунами, даже под проливом Ла-Манш, то есть под толщей
    воды в скальных породах;
  • — экологичность процесса.

Эстетика и экология

Бесконечные
рвы и траншеи и так не радуют глаз, а если они вдобавок находятся в часто
посещаемых местах или зонах отдыха? Вы раз в жизни выбрались посмотреть на храм
Василия Блаженного, а дорогу туда перегородили экскаваторы и выкопанные ими
канавы. Ну, и как ощущение? Сколько конфликтов возникает, сколько пикетов выставляется,
если в старинном скверике появляется рычащий бульдозер. Даже если землеройная
техника не выкорчует дерево, она повредит корневую систему. Часто после рытья
траншей понижается уровень грунтовых вод, что местной флоре только во вред, а
то и вообще приводит к её исчезновению. Как бы мы при рытье не разделяли
плодородный слой и материнскую породу, при закапывании траншеи произойдёт
перемешивание грунта, что ведёт к изменению биоценоза. На месте бывших траншей
появляются бугры и провалы благодаря выпадению осадков и перепадам температуры,
ведь равномерного уплотнения грунта при засыпке траншеи добиться невозможно.

Бестраншейная
прокладка коммуникаций позволяет избежать нарушения целостности окружающей
среды, не требует средств на восстановление ландшафтов, стартовые же и финишные
котлованы являются точечными нарушениями, кроме того на их месте
устанавливаются смотровые колодцы для контроля над трубопроводами.

Еще про
крупногабаритную технику, оборудование и транспорт:

Автокраны

Бетономешалки

Компрессоры. Типы и виды.

Погрузчики — выбираем лучший

Землеройные и планировочные машины

Навесное рабочее оборудование

Экскаваторы. Полная классификация.

Помпы, насосы