Технологии строительства причалов и пирсов на сваях

Строительство причалов и пирсов производится в особых условиях и поэтому к таким конструкциям предъявляются высокие требования к коррозионной стойкости, закреплению в плотных слоях грунта и устойчивости к механическим воздействиям воды на опоры, связанные со штормами и сильными ветрами.

Естественно, строительство пирсов и причалов из бетонных блоков нерентабельно с финансовой точки зрения и невыгодно в плане больших трудозатрат, а деревянные понтоны весьма неустойчивы и их срок службы составляет до 5-7 лет. Поэтому благодаря развитию современных технологий их стали возводить на основе свай. Такая конструкция ничуть не уступает по прочности и долговечности бетонным, но обходится намного дешевле и строится в несколько раз быстрее.

Способы установки свай

В зависимости от конкретных условий эксплуатации, требований к прочности конструкции и грузоподъёмности выбирают одну их свайных технологий, которая бы, с одной стороны, была недорогой, а с другой — функциональной. Различают два основных метода установки свай:

Забивная

Состоит в погружении стальных или железобетонных свай в грунт путём забивания молотом, расположенным на специальных сваебойных установках. Основная сложность при этом заключается в поиске оптимального по твёрдости слоя грунта, в котором свая была бы прочно закреплена, а при забивании не прогнулась и не продеформировалась. К тому же требуется обеспечить подъезд спецтехники, который не всегда технически возможен. То есть данная технология сложна в реализации и требует проведения анализа грунта, выполнения вычислений размеров свай и их материала.

Винтовая

В этом случае сваи не вбиваются, а проводится их вкручивание в дно водоёма. Их изготавливают из стали, на конце которых находится остриё с конусообразными лопастями определённой формы и с необходимым количеством витков. Такая конструкция позволяет с лёгкостью вкручивать их в грунт, где они прочно закрепляются лопастями и предотвращают их погружение или смещение в сторону. Контроль глубины может быть точным, а при возникновении нестандартных ситуаций сваи можно легко достать, не повредив их. Также предусматривается возможность наращивания их длины прямо в процессе монтажа.

Забивные технологии строительства причалов

Процесс забивания начинают с устойчивого размещения сваебойной установки на берегу. Размещают сваю согласно чертежу причала в вертикальном положении, закрепив к специальному устройству, называемого ползуном. Чтобы предотвратить разрушение верха сваи при ударах молота на неё одевают стальной наголовник с прокладкой из древесины или пластика, выполняющих роль амортизатора.

Забивание сваи производят сначала с небольшим усилием, чтобы она вошла в грунт и закрепилась там вертикально, после чего молот включают на максимальную мощность и добивают до нужной глубины. В ходе процесса следят за погружением по нанесённым меткам, чтобы не допустить её превышения. Если свая глубже не забивается, то это значит, что она дошла до плотной породы, а её несущая способность достигнута. Однако могут возникать ситуации, когда реальная глубина существенно отличается от расчётной и в таком случае понадобиться выполнять установку другим способом.

Если причал нужно построить на скальных породах, то применяют забивку одновременно с подмывом водой. Для этого на дно опускается водопроводная труба, а в неё подаётся вода под высоким давлением до 2 МПа. Сверху неё располагают молот, который под собственным весом выполняет продавливание твёрдой породы. За 1-2 м до достижения расчётной глубины прекращают подмыв и сваю забивают молотом, чтобы она смогла закрепиться. Не менее эффективным методом разрушения горных пород является вибропогружение свай, которое одновременно с забиванием создают вибрации низкой частоты, вызывающие разрушение пласта. Иногда методы комбинируют для ускорения строительства причалов.

Технология винтовых свай

Сваи с винтовой конструкцией погружаются на дно водоёма, после чего производят их вкручивание вручную или с применением механизированной установки. По нанесённым меткам определяют глубину их погружения. Очень важно не только их заглубить, а и оставить на поверхности достаточную высоту, на которой будет располагаться настил. Также не стоит забывать про особенности поведения водоёма в зимний период и толщину образуемого льда, так как, возможно, понадобится установка специальных ледоломных конструкций, предотвращающих его разрушение. После установки свай выполняют их обвязку и проводят настил причала. Это может быть как металлическая, так и деревянная конструкция. Основными преимуществами такого причала являются: отсутствие необходимости использования спецтехники; бесшумность работ;возможность демонтажа без разрушения; проведение работ в любое время года.

Заключение

На сегодняшний день существует достаточно большое количество методов и технологий строительства причалов и пирсов, которые обладают разной эффективностью и несущей способностью конструкции. Поэтому необходимо учитывать все особенности водоёмов и климата, чтобы подобрать прочную и недорогую конструкцию, полностью соответствующую предъявляемым к ней требованиям.