Сухие краски

Поскребите любую
окрашенную поверхность, соберите то, что осыпалось в результате этого действия, протрите между
пальцами… Что получилось? Какой-то цветной порошок. Это и есть сущность сухой
краски. Она представляет собой тонкомолотый порошок, который после разведения
его связующими материалами приобретает вид и консистенцию знакомых нам красок.
Другое название сухих красок ― пигменты.

Достоинства сухих красок

Отсутствие активных консервантов, органических растворителей
и антисептиков обеспечивает экологичность этих красок. Отсутствие в их составе
органики обеспечивает им отсутствие запаха и невосприимчивость к ультрафиолету.
А то, что из них свежую жидкую краску можно получить в желаемом количестве (без
излишков), снимает вопросы утилизации. Хранение и транспортировка также не
вызывают проблем: наши морозы не оказывают на качество пигментного порошка
такого пагубного влияния, как на жидкие краски. Сроки хранения упаковки,
которая не распечатана, так как туда не попадает атмосферная влага, практически
не ограничены. А даже если влага и попала, то после сушки свойства пигментной
краски восстанавливаются. Важна и
универсальность сухих красок: из порошков можно готовить и водоэмульсионку, и
эмали, не говоря уже о их цветовой палитре.

Приготовление сухих красок

Сразу следует оговориться, что пигменты получают двумя
способами:

  • — естественным, когда порошок
    добывается из измельчённых минералов (сразу вспоминается Ломоносов, трущий
    минералы в течении двух лет при изучении горного дела в Пруссии);
  • — получаемые искусственным
    путём.

Сначала минералы дробятся, потом заливаются растворителями:
водой, маслом или другими растворителями (в зависимости от минерала). Состав
перемешивается и процеживается. Потом дают возможность осесть взвешенным
частицам на дно. Чем медленнее они оседают, тем лучше: это означает, что помол
мелкий, и жидкая краска в будущем станет ложиться ровнее. Когда состав
отстоялся, растворитель сливается, пигмент высушивается и перетирается до
порошкообразного состояния.

Использование сухой краски

В первую очередь порошки сухих красок используются для
приготовления внутренних и внешних красок. Следует учесть две особенности
порошков: совместимость их со связующими компонентами и порядок размешивания
пигмента.

К примеру, почти все красящие пигменты можно разводить
водой, получая водоэмульсионку. А вот известь и мел нельзя разводить на масле
или олифе.

Что касается порядка размешивания любых пигментов, то здесь
есть одна тонкость: пигментный порошок ни в коем случае не всыпается в
окрасочные составы. Толком краска не размешается, получится «где пусто,
где густо», то есть полос не избежать. Следует делать так: сначала
замачивается порошок, потом тщательно перемешивается, затем через фильтр
(марлю, сито) тонкой струйкой этот раствор постепенно выливается в
перемешиваемую будущую краску.

Что интересно, говоря о растворах пигмента, имеется в виду
совсем другое. А именно: пигменты, применяемые для водных красок, в воде
растворяться не должны, иначе на окрашенной поверхности в таких местах будут
образовываться пятна затекания. А те пигменты, которые затираются на масле, не
должны растворяться в масле, иначе она будет «вылезать» поверх всех
красок на поверхность. То есть, вода и масло в этих случаях являются не растворителями,
а как бы переносчиками мелкодисперсного порошка средством равномерного его
нанесения на окрашиваемую поверхность.

Эту черту легко заметить, когда порошок отстоялся: его
будет покрывать слой чистой воды.

Показатели качества пигментов

Они играют роль при выборе сухих красок, так как от этих
показателей, в конце концов, зависит расход краски, а, следовательно, стоимость
ремонта:

  • — укрывистость;
  • — интенсивность;
  • — дисперсность;
  • — содержание
    примесей.

Укрывистость ― это кроющая способность уже растёртой
краски, способность закрывать нижележащий слой краски так, чтобы он не
просвечивал. Эту характеристику легко проверить самому: на стеклянную пластину
с чёрной полосой наносится краска. Первый слой накладывается на всю чёрную
полосу, второй ― на её две третьих части, третий ― на треть. Если чёрной полосы
не видно уже под первым слоем ― краска замечательная, если под двумя не видно,
но видно под одним ― удовлетворительная, если просвечивает через два слоя ―
краска ниже среднего, коли чёрную краску видно и под тремя слоями, это что
угодно, но только не краска.

Интенсивность (красящая сила) ― способность краски при
смешивании с другими придавать им свой оттенок.

Дисперсность, или степень размола, влияет и на
укрывистость, и на красящую силу. Ведь чем меньше будут частицы, тем легче и
ровнее им распределиться по окрашиваемой поверхности.

Примеси в краске могут быть как механическими (полевой
шпат, глина, мел), так и химическими (кислоты, соли, щёлочи). И те, и другие
снижают качество краски.

Цветовая гамма пигментов

Пройдёмся по основным цветам пигментов и посмотрим, из чего
они получаются.

К белым пигментам относятся известь, мел и белила. Мел можно
получить из известняков методом размола, известь то же, но можно её получить и
искусственным путём. Белила получают, перемалывая прокалённые либо
металлический цинк, либо углекислый свинец, либо титановые руды или литопон
(смесь сульфида цинка с сульфатом бария). Осторожно надо обращаться со
свинцовыми белилами, они наиболее ядовиты.

Чёрные пигменты получают из сажи от сжигания нефти или
газа, из древесного угля и графита, а также из перекиси марганца, являющейся
природным минералом.

К жёлтым пигментам относятся охра и кроны. Есть охра
природная, а есть искусственная, получаемая из железного купороса. Кроны имеют
цвет от лимонного до оранжевого, получаются при обработке солей цинка или
свинца. Если охру прокалить, она станет коричнево-красной и будет называться
чернядью.

Разные оттенки красного цвета имеют сурики железный
(кирпично-красный) и свинцовый (оранжево-красный), киноварь, мумия.

К синим пигментам относится ультрамарин, который получают
искусственным путём из алюмосиликатов, и лазурь, сначала полученная в Берлине
нечаянно в результате опытов, секрет же её состава и образования был разгадан
десятилетиями позже.

Зелёные пигменты ― это в основном хромовые зелени,
представляющие окиси хрома. Разные оттенки зелёных пигментов можно получить,
смешивая лазурь с кронами.

К коричневым пигментам относятся сиена жжёная, производимая
обжигом сиены натуральной и имеющая очень глубокий красивый цвет, и умбра,
представляющая натуральный пигмент из глины, содержащей значительную долю
марганца.

Металлические пигменты ― это известные всем
«серебрянка» и бронзовая краска. Получаются они из алюминиевого и
бронзового порошков.

А теперь нужно
представить, что многие из порошков можно смешивать между собой, конечно, кроме тех, которые при
попадании в жидкую среду могут вступить друг с другом в реакцию. Получается
огромное количество тонов и оттенков краски, незначительную часть которых мы видим
уже в готовом виде на прилавках магазинов, то есть ещё и перед нами открыт
широкий простор для творчества и фантазии.

Еще статьи о красках:

Термостойкая краска. Область применения и правильность нанесения

Растворители для красок — каким и какую краску разбавлять?

Калькулятор расхода краски для стен и потолков

Калькулятор расчета количества краски

Покрасочное оборудование. Виды оборудования для покраски

Удаление и очистка от маслянных и водоэмульсионных красок

Колеровка краски. Оборудование. Помощь

Алкидная эмаль, ее особенность и применение

Молотковая краска

Виды грунтовок

Огнезащитные краски

Краска для стен

Силикатная краска

Растворители для красок — все что нужно знать