Экскаваторы. Полная классификация.

По
затратам энергии при выполнении работ вручную на первом месте стоит работа
косца, на втором ― землекопа. Объёмы же земляных работ были огромны во все
времена, а теперь вообще колоссальны. Стройки, дороги, карьеры… Да тут не то,
что каждого взрослого, а и подростков надо приставить поголовно к лопатам.
Поэтому землеройные работы практически везде механизированы. Выполняют эти
работы экскаваторы («excavo»
лат. «долблю«). Объём работы экскаватора несоизмерим с ручным
трудом, как бы ни изгалялись острословы о двух солдатах из стройбата,
заменяющих экскаватор.

Многообразие
экскаваторов

Если
вспомнить, что разработкой землеройных машин для рытья каналов занимался ещё
полтысячи лет тому назад Великий Леонардо, то понятно: за это время создано
столько различных модификаций экскаваторов, что классификация будет иметь
разветвлённый вид. Экскаваторы отличаются друг от друга по:

  • — виду ходовой части (шины, гусеницы, рельсы и т.д.);
  • — типу эксплуатации (для строек, шахт, карьеров и т.д.);
  • — силовому приводу (электрические, дизельные);
  • — по принципу работы (непрерывно или периодически работающие).

Естественно,
сочетаний этих характеристик великое множество, отсюда и огромное число
модификаций.

Во что обут
экскаватор?

По
дорогам с любым покрытием, а если нет покрытия, то по грунтам любого типа
свободно пройдут экскаваторы с гусеничным ходовым механизмом. Если исключить
экскаваторы, работающие в городской инфраструктуре, то подавляющее большинство
оставшихся будет иметь гусеничный ход. Такие экскаваторы легко пройдут по
рыхлой почве, по болотистым торфяникам при мелиорации, по захламленному
бездорожью лесозаготовок и т.д.

Экскаваторы
на пневноколёсах
хорошо зарекомендовали себя в
городах, где гусеницы попросту раздробят асфальт. Пневмоколёса и асфальт
оставят в покое, и хорошо амортизируют,
и при движении не гремят.

Шагающий экскаватор
не имеет ни колёс, ни гусениц. Снизу у него опорная плита, на которой он
располагается при работе. Для передвижения экскаватора служат опорные башмаки
на гидроцилиндрах: поднялся на них, перенёс себя и снова опустился на опорную
плиту. Скорость такого передвижения ― до 80 м/час.

Экскаваторы
рельсового хода
чаще всего используются в
горнодобывающих карьерах. Обычно это цепные экскаваторы, автомобилям под
погрузку удобнее заезжать снизу под экскаватором между широко расположенными
рельсами. Это пространство называется порталом, потому и экскаватор считается
портальным.

Землеройное
устройство с ковшом можно установить на всевозможные шасси, потому иногда экскаватор
имеет автомобильный, вездеходный, тракторный ход
.

Уже
не вызывает удивления комбинированное шасси: некоторые
пневмоколёсные экскаваторы снабжены железнодорожными колёсными парами,
опускаемыми в случае передвижения по рельсам.

Есть
даже плавучие
экскаваторы
, чаще называемые земснарядами.

Принципы работы
экскаваторов

Обычно
одноковшовые экскаваторы являются экскаваторами циклического действия: набрал
ковш ― перенёс ― высыпал. Далее цикл повторяется.

Траншейные
и роторные стреловые экскаваторы являются механизмами непрерывного действия.
Траншейные мы видим чаще, все помнят лёгкие экскаваторы, служащие для прокладки
кабеля. Роторный экскаватор имеет много ковшов, закреплённых на большое
вращающееся колесо.

Земснаряды
набирают песок под водой за счёт вакуумно-всасывающих устройств.

Нельзя
сказать, что какой-то один способ или принцип является лучшим или
универсальным. Каждый конкретный случай требует конкретной техники. Как не
будешь заготавливать речной песок одноковшовым экскаватором, так и не будешь
рыть котлован для маленького пруда на даче роторным.

Зависимость выбора
экскаватора от условий эксплуатации

Начнём
со строительной площадки. Пожалуй, никак нельзя умалить значение колёсных
экскаваторов для стройки. Да, если приходится производить объёмные разработки
грунта, то лидировать будут гусеничные экскаваторы. Но в городских условиях у
них больше минусов, чем плюсов: колёсные
экскаваторы мобильнее ― они имеют большую скорость передвижения, и появляется
возможность очень быстрой переброски с одного объекта на другой. Кроме
того, в городе гусеничные экскаваторы ―
враги асфальта, для их перемещения нужны тралы, что удорожает любой проект.

Шахтные
экскаваторы отличаются небольшими размерами, что неоценимо в замкнутых
пространствах. Наиболее часто они применяются в подземных горизонтальных
выработках для погрузки горных пород, для этих же целей ― в тоннелях.

Так
как карьер ― уже подготовленная территория для выработки полезных ископаемых
открытым способом (а это значит, что никаких пространственных помех для
экскаваторов нет), то для повышения рентабельности карьера желательно, что бы
они как можно больше смогли вскрыть, перенести и загрузить пород из карьера.
Потому применяются в карьерах разные экскаваторы, главное, чтобы их ковш был
повместительнее:

  • — драглайны, у которых нет жёсткого
    соединения стрелы с ковшом. Ковш удерживается цепью, другая цепь
    подтягивает или же отпускает ковш;
  • — карьерные гусеничные, обладающие
    повышенной проходимостью;
  • — гидравлические, которые лучше
    применять на вскрышных работах, ведь из-за того, что жидкость не
    сжимается, на породу передаётся любое усилие без потерь, наоборот с
    возможностью его увеличить;
  • — роторные, не допускающие при работе
    даже малейших сбоев подачи полезных ископаемых.

Что движет
экскаватором?

Передвижение
и возможность работы любому экскаватору обеспечивает двигатель. Всё начиналось
с парового двигателя, потом появились дизельные, карбюраторные и электрические.
Намного чаще других на экскаваторы устанавливаются дизельные и электрические
двигатели. Причина проста: названные виды наиболее экономичны. Какой из них
выбрать? Это зависит от конкретной ситуации. Отличительная черта дизельного
экскаватора ― мобильность. Если надо много перемещаться по объекту
строительства или за его пределы, нужен дизельный экскаватор. При работе с
небольшими перемещениями рентабельнее применять электроэкскаваторы, как
использующие самую дешёвую на сегодняшний день энергию. Работа в карьерах
соответствует этим требованиям. То есть, можно проследить ещё одну тенденцию:
лёгкие и мобильные экскаваторы с небольшим ковшом ― дизельные, тяжёлые ―
электроэкскаваторы. Сейчас идёт разработка новых моделей электроэкскаваторов ―
лёгкие экскаваторы, работающие от аккумуляторных батарей. Причём машинист
такого экскаватора скорее не машинист, а оператор: он может управлять машиной с
помощью планшета, как находясь на сидении экскаватора, так и рядом с
экскаватором.

Применение и значение
экскаваторов

В
первую очередь экскаватор ― землеройная машина. Поэтому преимущественно его
работой является выемка и перенос
грунта. Причём выемку грунта они могут производить не только на площадках, где
находятся сами, но и на площадках уровнем ниже или выше. Для них не проблема
выемка грунта из-под слоя воды. Выкопанный грунт они могут загружать в средства
транспортировки (вагоны, автомобили, баржи и т.д.). При отсутствии транспорта
экскаватором в любом удобном удалённом месте можно отсыпать грунт в отвал.
Рытьё каналов и котлованов, создание насыпей и выемок, создание дамб и
расчистку территорий экскаваторами производят быстро и качественно.
Строительные площадки экскаватором можно спланировать с большой точностью,
особенно машинами с гидравлическим приводом. Все вышеуказанные работы можно
проводить не только с грунтом, но и с любыми другими сыпучими строительными
материалами.

Экскаваторы
позволили полностью механизировать земляные работы, заменив людей. Что уж
говорить о карьерных экскаваторах, одним ковшом заполняющими полувагоны, если
обыкновенный строительный экскаватор за одно движение переносит 1-4 м3 земли.

Самый-самый…

Понятно,
что экскаватор с большим ковшом более производителен, чем его меньшие собратья.
Были среди экскаваторов и такие, которые
собирались в единственном экземпляре.

Размеры
и характеристики самого большого в мире экскаватора впечатляют. Создала и
собрала его немецкая компания ThyssenKrupp Fordertechnik в 1978 году. Стоил он
около 100 млн.евро, а собирали его 5 лет. Работает он до сих пор в ФРГ в
угольном разрезе в Гамбахе и выдаёт на-гора бурый уголь.

Работает
этот роторный ковшовый экскаватор по 20 часов в сутки. За это время он производит
240000 м3
угля. Размеры экскаватора: ширина ― 46 м, длина ― 240 метров, высота ― 96 метров. Вес этого
монстра составляет 13,5 тыс. тонн. Стрела, имеющая длину 200 метров,
заканчивается ротором с ковшами, объём каждого из них — 6,6 м3.

Конечно, такие
объёмы (240 тыс. м3/сутки) загрузить и вывезти сложно. Да это и не
нужно, такие экскаваторы нужны для вскрышивания, а во вскрышенной массе более
половины ненужной «пустой» породы.

Усовершенствование
и разработка модификаций экскаваторов продолжается непрерывно. Причин более чем
достаточно: улучшение качества работ, повышенный спрос, связанный с увеличением
объёмов строительства и добычи полезных ископаемых открытым способом, новые
условия и новые технологии проведения работ.

Еще про
крупногабаритную технику, оборудование и транспорт:

Автокраны

Компрессоры. Типы и виды.

Буровое оборудование

Землеройные и планировочные машины

Оборудование для свайных работ

Навесное рабочее оборудование

Техника для бестраншейной прокладки коммуникаций

Помпы, насосы

Развивающаяся компания “Арсенал-запчасть” осуществляет поставку и продажу запчастей для экскаваторов JCB оптом. Ознакомиться с широким ассортиментом запчастей оригиналов и аналогов по доступным ценам можно в онлайн-каталоге запчастей для JCB или других марок.